На главную страницу Координаты Поиск и карта сайта Виртуальная справочная служба




Прочти, это интересно!

GEO-2009 №5 Герольд А. Новые находки в затерянном храме// Гео-GEO: ежемес. журн. - 2009. - №5. - С. 57-67.

Новые находки в затерянном храме
Под руководством египтолога Хуриг Сурузян храмовый коплекс Аменхотепа III восстаёт из руин
Колоссы Мемнона пережили землетрясения, наводнения и песчаные бури. Над ними оказались не властны ни палящее солнце, ни морозные ночи, ни вандализм и нашествия грабителей. Вот уже более 33 веков два каменных гиганта из красного кварцита с повернутыми на восток сколотыми лицами, сложенными на коленях руками и плотно сдвинутыми ногами восседают на западном берегу Нила. Высота статуй - около 18 метров, кончик мизинца каждого исполина размером с голову человека.
Были времена, когда за их спинами возвышалось самое крупное культовое сооружение Египта, призванное увековечить память фараона. В храмовом комплексе Аменхотепа III правителю еще при его жизни воздавали почести как богу, а жрецы приносили жертвы, чтобы он чувствовал себя комфортно в Царстве мертвых.
На целых пятьсот метров в длину храм Аменхотепа III превышает размеры всех  «домов на миллионы лет», когда-либо возведенных фараонами в честь богов и самих себя на западном берегу Нила в окрестностях древних Фив. На иллюстрации можно увидеть, как выглядело это сооружение в прошлом. 
Около 1385 года до н. э. Аменхотеп III приказал начать строительство «крепости вечности» в честь самого себя и своего небесного отца бога Амона. Как гласит надпись на памятном камне тех времен, комплекс следовало возвести из песчаника, украсить бесчисленным количеством статуй, полностью покрыть его золотом, а полы выложить серебром. Фараон повелел дополнить убранство массивными воротами, поставить около них мачты с флагами, рядом с храмом вырыть озеро, обрамленное цветами, а также построить сокровищницы и «работный дом, полный рабов и рабынь - трофеев Его Величества», привезенных из чужеземных стран.
Но как показало время, храм Аменхотепа III так и не стал крепостью, которой было суждено оставить след в вечности. Немногое сегодня напоминает об этом памятнике власти и веры. Лишь две исполинские статуи фараона одиноко стоят на возвышенности, которая является частью Фиванского горного хребта. Этот песчаный участок семьсот метров длиной и 150 шириной серым квадратом выделяется на фоне зеленых полей.
На фотографии - панорама раскопок в начале 2009 года. В левом нижнем углу видны Колоссы Мемнона. С северной стороны его обрамляет оросительный ров, с южной - дорога, поднимающаяся вверх от низовий Нила. В паре метров от колоссов сегодня паркуются автобусы с туристами. По ту сторону трассы расстилаются плантации, возделанные крестьянами.
Однако земляные работы идут и на пыльной, поросшей редкими деревьями песчаной площадке возле Колоссов Мемнона. Здесьпосреди обломков колонн, фрагментов статуй и бесформенных камней, трудятся археологи. Они разбили палаточный лагерь, установили зонтики от солнца. Вот уже 11 лет ученые приезжают сюда, чтобы заглянуть как можно дальше в прошлое. Сезон раскопок обычно продолжается с середины января по начало апреля. Разделив участок на квадраты размером десять на десять метров, они роют землю лопатами, продвигаясь в глубину на четыре метра. Вести раскопки в этих местах позволяет дорогостоящее насосное оборудование, которое регулирует уровень грунтовых вод.
1- колонный двор, 2, 3, 4- статуи Аменхотепа III Сейчас археологи пытаются сложить воедино кусочки мозаики, которая на сегодняшний день считается самой сложной в египтологии. Более десяти тысяч ее фрагментов (некоторые из них весят 450 тонн) находятся далеко от Луксора. Многие из них давно осели в коллекциях различных музеев, разбросанных по всему миру. Реконструировать облик храма Аменхотепа III пытаются 30 ученых, художников и реставраторов из 12 стран. Им помогают 250 местных жителей. Конечная цель исследований - прочитать по фрескам и иероглифам, каким образом древние египтяне воздавали почести своим богам и фараону в ту эпоху, когда Египет находился на пике своей славы.
Высеченное в овальной рамке имя Аменхотепа III украшает пояс статуи из красного кварцита, добытого в каменоломях Джебель-эль-Ахмар недалеко от Каира. Эта скульптура когда-то стояла в северной части колонного двора (1). Все колоссы из его южной половины высечены из гранита. На дворе март, на часах - шесть утра. В лучах восходящего солнца Колоссы Мемнона отбрасывают длинные тени. Белые палатки археологов озаряет мягкий свет. От соседних плантаций сахарного тростника в небо поднимается пар. На улице около 15 градусов, воздух чист и приятно прохладен: пыль в это время суток прибита к земле.
С площадки, где идут раскопки, доносится лишь пыхтение газовой горелки воздушных шаров, на которых туристы парят над фиванским Городом мертвых. Однако очень скоро равнина наполняется совсем другими звуками. В нежное чириканье стайки зябликов все настойчивее вклинивается однообразное позвякивание подвижных блоков грузоподъемной машины.
Мигель Лопес Маркое стоит на досках, переброшенных через широкую яму глубиной добрых три метра. На протяжении последних нескольких лет испанский реставратор отвечает за извлечение тяжелых каменных статуй на поверхность. Под ним на ремнях висит гранитная скульптура, пролежавшая в земле почти три тысячелетия. Это Сехмет, которая во времена фараонов считалась богиней войны и покровительницей царя. Рабочие с помощью крана медленно поднимают из ямы статую высотой 1,8 метра, вполголоса отдавая друг другу короткие команды: «Тяни вниз на себя» или «Попробуй лучше вот так». И только через полчаса, когда статуя свободно повисает на тросах подъемника, эмоции накаляются, и голоса становятся громче. «Поднимай выше! Еще выше! Держи тележку крепче!» - кричат рабочие.
Богиню бережно опускают на дно повозки. Двенадцать мужчин начинают тянуть тележку за веревку, Лопес Маркое и еще трое человек поддерживают Сехмет сзади. Один рывок - и колеса трогаются с места.
С большой осторожностью мужчины перевозят статую богини с человеческим телом и львиной головой, украшенной солнечным диском, во двор реставрационной мастерской. Мастерская находится в 50 метрах от места находки и является единственным постоянным зданием на раскопках. Уже к полудню ученые очистят каменную богиню от глины и остатков известняка.
За все время раскопок археологи нашли более восьми десятков статуй Сехмет. Некоторые прекрасно сохранились, от других остались лишь фрагменты. Чаще всего древние скульпторы изображали богиню сидя, реже стоя. При этом ни одна статуя не похожа на другую. Различаются они, в частности, орнаментом, выбитым на одеянии богини. Правда, эти мелкие штрихи способен заметить лишь очень внимательный зритель.
Чтобы вернуть статую Аменхотепа III (2) на прежнее место, потребовалось пять лет. Его голова - лишь копия. Оригинал охотники за древностями почти двести лет назад увезли в Европу. Ученые предполагают, что храм Аменхотепа украшали около 40 восьмиметровых скульптур, изображающих фараона, и более тысячи статуй богов в человеческом и зверином обличье. Особую ценность среди них представляют выполненный почти в натуральную величину бегемот из белого алебастра и крокодил-сфинкс из того же материала с телом льва и головой рептилии. Эти статуи уникальны, ведь еще нигде и никогда ученые не находили ничего подобного.
Египетские специалисты собирают по фрагментам одну из 40 гигантских статуй Аменхотепа III, которые некогда украшали ансамбль колонного двора (3). В тени зонтиков весной 2008 года ученые реставрируют сфинксов, найденных в восточной его части (4). XIV век до н. э. - пора наивысшего расцвета империи. Со времен правления Тутмоса III Египет занимает лидирующую позицию в Восточном Средиземноморье. Когда в 1388 году до н. э. на престол восходит Аменхотеп III - правнук этого воинственного фараона, - он получает в наследство государство, границы которого простираются от северной Сирии до четвертого порога Нила.
Плодородная земля речной долины стабильно приносит богатые урожаи. В египетские порты Восточного Средиземноморья регулярно прибывают торговые суда. Фаянсовые медали с именем Аменхотепа III, которыми, судя по всему, были украшены царские дары, находят во многих поселениях Эгейского региона. Фараон с присущей ему мудростью поддерживает дипломатические отношения с властителями восточных империй и правителями городов Сирии и Палестины. Об этом свидетельствует дошедшая до нас переписка на глиняных табличках. В письмах правители великих империй величают Аменхотепа III братом. Вассалы называют фараона «мое солнце, мой господин», подчеркивая тем самым свое почтение. На табличках упоминаются межплеменные свадьбы, с помощью которых Аменхотеп налаживает дружественные связи с соседями и укрепляет политический статус Египта.
Когда между владыками двух стран заключается брак, семьи обмениваются роскошными подарками - драгоценностями, лошадями, лазуритом, благовонными маслами. За дочь вавилонского царя Аменхотеп III посылает выкуп в полтонны золота. Сделка оказывается выгодной для всех. Однако когда тесть просит у новоиспеченного зятя руки египетской принцессы, он получает резкий отказ: «С незапамятных времен заведено, что дочь царя Египта никому не может быть отдана в жены!»
В гареме Аменхотепа III вместе с дочерью вавилонского владыки живут царевны из хеттского государства Арцава и империи Митанни, что в Верхней Месопотамии. «Великой супругой» фараон, однако, провозглашает Тейе, дочь одного из чиновников. Но по сравнению с тем, кем она станет впоследствии, это далеко не самый удивительный эпизод в ее биографии. Никогда раньше главная жена фараона не имела такого огромного влияния. Аменхотеп III не стесняется ее нецарского происхождения. Он строит в ее честь храм, рассылает весть о ней далеко за пределы Нильской долины на исписанных иероглифами скарабеях и жалует родителям супруги редкую честь быть похороненными в Долине царей.
В древности грабители разобрали храм Аменхотепа III до самого фундамента. В глубине видны сохранившиеся фрагменты колонного двора. В ямах грабители оставляли все, что, по их мнению, не представляло корыстного или практического интереса. Например, статуи богини Сехмет с львиной головой. Аменхотеп III считает себя и свою жену Тейе, которую часто изображают рядом с фараоном, покровителями Египта, ответственными за плодородие подвластных им земель и благополучие своих подданных. В конце концов он даже начинает отождествлять себя с дневным светилом, приняв титул «сияющего солнечного диска всех земель».
Фараон приказывает возводить новые храмы и расширять уже имеющиеся. «Сердце Его Величества было удовлетворено строительством грандиозных памятников», - сообщает он на одном из мемориальных камней.
Ни одно культовое сооружение Египта не свидетельствует о желании фараона встать на одну ступень с богами столь красноречиво, как храмовый комплекс Аменхотепа III на западном берегу Нила напротив древних Фив.
Надписи на стенах каменоломен в окрестностях Каира доказывают, что фараон уже во время своего первого года правления приказывает добывать там отборный известняк для возведения «крепости».
Строительство храма, длившееся тридцать лет, закончилось в 1358 году до н. э. В этом же году Аменхотеп отмечает в его стенах свой первый Хебсед - пышный праздник, который фараоны традиционно устраивают в честь 30-летия своего правления. У этой ритуальной церемонии, которая в зависимости от обстоятельств могла проводиться повторно, была одна-единственная цель: при помощи богов обновить магические силы правителя.
Грабители раскололи опрокинувшиеся колоссы, стоявшие у вторых ворот, на тысячи частей. Лишь немногие фрагменты сохранились так же хорошо, как эта голова весом в несколько тонн. Рабочий с помощью специального аппарата очищает ее от известковых отложений. Во время строительства храма Аменхотеп все чаще наведывается в Фивы. Специально для него недалеко от будущего святилища возводят огромный дворец. Перед царскими хоромами рабочие выкапывают искусственное озеро километр в ширину и два километра в длину, которое при помощи искусственного канала соединено с Нилом. Тем временем храм заполняется статуями богов и каменными копиями фараона. К месту стройки их привозят из разных уголков страны. Некоторые скульптуры изготовлены из красного кварцита, добытого близ города Джебель-эль-Ахмара, который расположен к востоку от современного Каира, другие - из белого алебастра каменоломен Хатнуба и розового гранита из Асуана.
В 1351 году до н. э. в возрасте 50 лет умирает Аменхотеп III. К этому моменту его заупокойный храмовый комплекс простирается на более чем пятьсот метров в длину с востока на запад.
Входные ворота, перед которыми восседают гигантские Колоссы Мемнона, украшены высокими мачтами с флагами. За ними находится двор, ведущий к покрытым белой известью вторым воротам (которые заметно меньше первых) из глиняных кирпичей. Они тоже декорированы четырьмя позолоченными мачтами из кедрового дерева и двумя сидящими гигантскими статуями фараона из кварцита высотой около 15 метров. У третьих ворот, которые еще меньше вторых, на постаментах из черного гранита восседают другие два исполина, на этот раз - алебастровых. Чуть дальше находится вход в храм. Двор, обрамленный 15-метровыми колоннами и вымощенный плитами из песчаника, выполняет роль вестибюля. И уже отсюда жрецы попадают в «святая святых».
Как и все египетские культовые сооружения, храм Аменхотепа III - это обитель богов. Однако фараон строит его для вполне земной цели: под сенью святыни в присутствии небожителей он собирается трижды отметить свой праздник Хебсед, при этом каждый раз расширяя территорию комплекса. Сехмет, его персональная богиня-покровительница, должна следить за тем, как проходит ритуал. Именно поэтому в храме так много ее статуй.
В реставрационной мастерской специалисты подбирают кусочки камня для «ремонта» гранитной головы фараона. Но эта «крепость вечности» служила не только декорацией к магическим обрядам. Она была своеобразной моделью Египта с его претензией на «мировое» господство. Статуи в северной части святилища изображают Аменхотепа III, увенчанного короной Нижнего Египта.
В южной половине храма на фараоне красуется корона Верхнего Египта. На постаментах скульпторы выбили названия десятков иноземных народов. На «южной» статуе они перечислили племена из Черной Африки, на «северной» - племена из Средиземноморья.
Название каждого народа заключено в овал, символизирующий городскую стену. Рядом с рамкой изображена голова. Каждому лицу приданы типичные портретные черты того или иного племени. Шеи обмотаны веревками, увенчанными эмблемами египетского герба: пучками папируса отмечены северные народы, цветами лотоса - южные. Руки, пририсованные к овалу, крепко связаны - символ того, что все племена считаются пленниками фараона.
Самый большой раскоп археологи сделали у вторых ворот заупокойного комплекса. Монументальная рука на переднем плане принадлежит «южной» статуе Аменхотепа III. Оба колосса стояли рядом с воротами, но около 1210 года до н. э. упали во время землетрясения. Перечень иноземных народов показывает, какими обширными в 1350-х годах до н. э. были знания египтян о мире и какой огромной - их уверенность в себе.
В этот список внесены все крупные царства юга, такие как Куш и Иам в верхнем течении Нила или Пунт, находившийся на территории современных Эритреи и Сомали. Впервые в истории Египта среди портретов северных народов появляется изображение правителя хеттов - напоминание о государстве, которое в те годы быстро набирало силу и которому суждено было стать опасным соперником империи фараонов. Особый интерес представляет список Эгейских племен. В храме Аменхотепа III археологи обнаружили самые ранние иероглифические свидетельства о древнегреческих поселениях, среди которых встречаются Троя, Кносс и Микены. Здесь высечено самое древнее в мире упоминание об ионийцах, живших в Малой Азии, а также данайцах. Однако эгейские племена никогда не были подданными Египта. Посланники фараона налаживали с ними торговые связи, так же как и с минойцами с Крита и микенцами с Пелопонесского полуострова. На Хеттское царство, расположенное в Анатолии, власть фараонов тоже никогда не распространялась. Но Аменхотепу III, должно быть, этого очень хотелось. Он прекрасно понимал, каким потенциалом обладает это государство. Судя по записям на сохранившихся клинописных табличках, правители двух царств обменивались вежливыми, но не всегда дружелюбными письмами. Отношения между ними постепенно накалялись.
Пока на троне восседает Аменхотеп III, страна живет в мире. Соседи уважают ее границы. Египет дружит с Вавилоном и хурритским государством Митанни, торгует с Эгейскими племенами и только в очень редких случаях мобилизует свою армию. Однако Эхнатон, сын и преемник Аменхотепа III, не обладает талантом дипломата. После смерти «сияющего солнечного диска всех земель» один иностранный правитель предпочитает решать свой вопрос не с новым фараоном, а с вдовой его отца Тейе, которая пережила супруга как минимум на десять лет.
Всего на территории колонного двора археологи обнаружили 84 статуи Сехмет. Некоторые из них сохранились хорошо, от других остались лишь фрагменты. Во время правления Эхнатона дружбе с эгейцами приходит конец. Хетты начинают оспаривать контроль Египта над Сирией. Баланс сил нарушается. А «крепость вечности», призванная обессмертить имя живого бога и дальновидного политика, отдана на разграбление.
Уже через несколько лет после смерти Аменхотепа III слуги Эхнатона начинают опустошать храм. Все потому, что сын отменил культ древних богов и решил поклоняться только богу солнца Атону. По приказу Эхнатона на священных надписях были уничтожены изображения Амона, которому молился его отец.
Впрочем, грабежи продолжались недолго: новые правители Египта реабилитировали старых богов, вернули имя бога Амона на священные изображения и начали посещать храм Аменхотепа III, в частности во время «Прекрасного праздника Долины» (стр. 68).
Однако в годы правления фараона Мернептаха около 1210 года до н. э. храм пострадал от землетрясения, следы которого геологи нашли в 2006 году. «Крепость вечности» дрогнула. Колонный двор, а вместе с ним около 40 гигантских статуй Аменхотепа и два массивных памятных камня рассыпались на куски. Колоссы перед вторыми и третьими воротами упали со своих постаментов и раскололись под тяжестью собственного веса. Храм быстро превратился в каменоломню. Фараон Мернептах использует обломки святилища для строительства собственного храма. Его преемники поступают также.
В I веке до н. э. очередное землетрясение повредило оба Колосса Мемнона. Тогда же статуи фараона получили свое знаменитое прозвище. Путешественники из Греции увидели в «раненых» истуканах воплощение мифического героя Мемнона - сына богини утренней зари, погибшего в Троянской войне. На восходе солнца один из колоссов издавал странные звуки, источником которых был разреженный нагретый воздух, скопившийся в трещинах статуи. Греки интерпретировали стон как печальную песнь Мемнона, обращенную к его матери Эос.
Греческие и латинские надписи на колоссах говорят о том, какой магической силой обладали поющие гиганты в глазах античных людей. И только после того, как римский император Септимий Север около 200 года приказал отреставрировать скульптуры, они «замолчали». Ажиотаж вокруг колоссов тотчас угас.
Еще одно святилище, строительство которого связано с именем Аменхотепа III, храм в Луксоре, заложенный примерно в 1370 году до н. э. в Фивах. Однако сохранился он гораздо лучше, чем «крепость вечности». Каждая колонна этого храма похожа на пучок папируса. Все вместе они символизируют доисторическое болото, из которого, согласно мифам, произошел мир. В XIX веке охотники за древностями по заказу европейских коллекционеров увозят из разрушенного храма все, что, по их мнению, представляло хоть малейший интерес. Две головы гигантских скульптур из колонного двора переезжают в Лондон, два сфинкса переселяются на набережную Невы в Санкт-Петербурге. Статуи Сехмет, которые когда-то сотнями изготавливались по приказу Аменхотепа III, попадают в коллекции этнографических музеев, разбросанных по всему земному шару.
Вплоть до строительства второй Асуанской плотины в 1971 году воды Нила постоянно затапливают территорию храма. У подножия колоссов скапливается много ила, толщина его слоя местами достигает двух-трех метров. Дворы комплекса порастают тростником и многолетней травой эспарто. Корни верблюжьей колючки разрушают фрагменты зданий, скрытые под землей. В те годы местные жители прозвали это место «Ком эль-Хеттан» - «холм стен». Следов храма практически не было видно. Археологи обходили храм стороной, считая, что он не поддается реставрации.
В 1960-е годы ученые из Швейцарского института по изучению египетской архитектуры исследуют руины святилища. В своем отчете они вынуждены констатировать: «Без сомнения, здесь можно сделать новые находки, если использовать необходимое оборудование: насосы, шпунтовые стенки и подъемные краны. Однако тогда нам придется решать весьма деликатный вопрос: куда девать бесчисленные обломки аменхотеповских статуй. Музеи Каира, Турина, Парижа и Лондона набиты каменными изваяниями Сехмет до отказа».
В настоящее время раскопками руководит Хуриг Сурузян. Она считает, что все фрагменты комплекса должны оставаться на своих местах. По ее убеждению, надписи, статуи и здания храма составляют единое целое. Райнер Штадельманн согласен со своей женой и коллегой. Бывший первый директор Немецкого археологического института в Каире исследует перечень иноземных народов, выбитых на постаментах статуй, и контролирует реставрационные работы.
За последние годы команда ученых под началом этих двух археологов составила подробную карту руин, проведя первые систематические раскопки в храме Аменхотепа III.
Между тем на Ком эль-Хеттан становится жарко, даже слишком жарко для середины марта. Нагретый воздух плавится над обломками статуй, разложенных на пыльной земле. Они рассортированы по кучкам в зависимости от формы и разновидности горной породы. На каждом фрагменте - надпись от руки, где и когда была сделана находка.
Команды европейских и египетских ученых реставрируют кварцитовые колоссы, некогда восседавшие у вторых ворот, скульптуры фараона из розового гранита, стоявшие в колонном дворе, и статуи Сехмет, а также консервируют остатки колонн.
На краю раскопа глубиной три с половиной метра и размером с баскетбольное поле, сделанного, на месте вторых ворот, специалисты пытаются определить, где именно находился входной проем. Заметить в глинистой почве необожженные глиняные кирпичи, из которых были сложены стены, задача не из легких.
Без насосов работать на такой глубине было бы невозможно. Если их выключить, ямы затопит всего за несколько часов, и только что освобожденные от земли фрагменты обоих кварцитовых колоссов, охранявших вторые ворота, окажутся под водой.
Полтора месяца потребовалось Лопесу Маркосу и его команде только для того, чтобы с помощью пневматических подушек, моторных лебедок и промасленных рельсов сантиметр за сантиметром поднять из раскопа нижнюю часть тела статуи весом 450 тонн и переместить ее на двенадцать метров в сторону. Второй колосс из южной половины храма до сих пор лежит в земле.
В трехстах метрах от ямы Хуриг Сурузян пытается воссоздать очертания колонного двора, находившегося перед святилищем. Грабители еще в античные времена разобрали вестибюль вплоть до фундамента и демонтировали большинство колонн. На том месте, где раньше возвышались стены, сегодня лежит лишь толстый слой земли. В ней археологи находят предметы, которые в древности считались либо ненужными, либо слишком священными, чтобы использовать их в качестве строительного материала. К последней категории относятся статуи Сехмет.
«Это мир наизнанку, - говорит Хуриг Сурузян. - От других культовых сооружений сохраняются стены и иногда даже потолки, но при этом от внутреннего убранства не остается и следа: ни статуй, ни памятных дощечек, ни алтарей. На Ком эль-Хеттане все произошло с точностью до наоборот. Только по месторасположению предметов, найденных в земле, мы можем догадаться, где стояли ворота и стены».
В 13:30 по команде бригадира заканчивается семичасовая смена египетских рабочих. Во второй половине дня ученые будут заносить показания измерительных приборов в компьютер, упорядочивать архивы, зарисовывать и фотографировать находки. И так шесть дней в неделю с субботы по четверг до начала апреля, когда жара станет невыносимой.
Всего лишь несколько дней назад команда Лопеса Маркоса водрузила колосс Аменхотепа III на его законное место. Спустя 3200 лет статуя фараона снова стоит в колонном дворе. Правда, голова размером 1,3 метра, увенчанная красной короной, выполнена не из кварцита. Это копия из крашеной пластмассы, полая и укрепленная изнутри фибростеклом. Оригинал почти двести лет хранится в Британском музее в Лондоне. Вот так, шаг за шагом из руин снова возникает храм.
Одна из последних находок: на теле Основной этап реставрации святилища закончится примерно через десять лет, но при условии, что Хуриг Сурузян и дальше будет получать материальную поддержку. Эти раскопки - одна из немногих археологических миссий в Египте, которая финансируется исключительно за счет пожертвований и грантов. К 2020 году поврежденные фрагменты колонн из колонного двора будут законсервированы, а все найденные статуи и памятные камни расставлены по своим местам. Расположение и масштаб массивных ворот ученые хотят обозначить современными глиняными кирпичами.
Солнце садится за Фиванский хребет. Хуриг Сурузян отдыхает на открытой веранде отеля «Марзам», который находится рядом с Ком эль-Хеттаном и служит многим археологам и домом, и офисом. Вдалеке, озаренные светом фар, стоят Колоссы Мемнона.
Однако уже совсем скоро этот пейзаж изменится. Международная команда археологов вернет на берег Нила еще одну пару каменных исполинов. Они будут установлены в ста метрах к западу от Колоссов Мемнона. И тогда посетителей фиванского Города мертвых будут приветствовать уже четыре свидетеля тех времен, когда в этих краях был воздвигнут уникальный памятник, воспевающий всемогущих богов и неограниченную власть фараона.
GEO Автор
42-летняя кандидат наук Аня Герольд по профессии египтолог.
В течение десяти лет она работала археологом на берегах Нила,
а потом стала журналисткой и теперь пишет об успехах своих коллег.



Главная

О нас

Обратная связь

Электронный каталог

Продлить книгу

Наши услуги

Новости

Конкурсы

75 лет Победе

100-летие ТАССР

Независимая оценка качества услуг

Противодействие коррупции

Cоветуем почитать

В мире прекрасного

Читателям

Коллегам

Информационные ресурсы

Альтернативный сайт

Давайте дружить тут:

Поделиться в сетях







Приметы






РБА
Портал Library.Ru БИБЛИОNET – каталог библиотечных сайтов 1-я Виртуальная справка
Праздники сегодня


Ссылка на наш баннер
Сайт Республиканской юношеской библиотеки Татарстана






© РЮБ РТ. Перепечатка только с разрешения. Ссылка на сайт обязательна. Ресурс работает с июля 2003 г.